Культура школы как фактор социализации учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная

школа №1. 

 

Культура школы как фактор социализации учащихся

 

Педагогический совет

«Культура школы как фактор социализации учащихся»

Цель: выявить пути и способы формирования  и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся.

 

Задачи:

                - ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка;

                - определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.

 

План педагогического совета:

Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета.

Информационно-теоретическая часть – доклад заместителя директора по ВР.

Проектная часть. Работа в микрогруппах.

Заключительная часть. Принятие решения.

 

Форма проведения:

 

 

«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»

                                                                           В.А. Сухомлинский

«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»              

М.И. Калинин

 

В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?

Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

Различают  ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ  КУЛЬТУРУ.          Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:

вежливость

тактичность

деликатность

корректность

достоинство

аккуратность

обязательность

скромность и др.

(анализ анкет – диаграмма «Личные качества»)

 

Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.

Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

(анализ анкет – поведение на урока, внеурочных мероприятиях, в общественных местах)

 

                                                                                                                                                                          

 

Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.

Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)

Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.

Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:

1.        Символы учебного заведения

2.        Герои школьного сообщества

3.        Язык организации

4.        Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых

5.        Профессиональные и общечеловеческие ценности

По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.

По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:

1.                           Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?

2.                           Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7

3.                           Какие в школе существуют традиции?

4.                           Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?

5.                           Какова культура речи в учебном заведении?

6.                           Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?

7.                           Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?

8.                           Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)

9.                           Что и как едят учителя и учащиеся?

10.                        Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?

11.                        Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?

12.                        Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?

13.                        Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?

(анализ анкет)

 

 

 

 

 Динамика удовлетворенности школьной жизнью

 

Опрошено всего: 251 учащийся

Из них:

    Люблю свою школу

52

20,7%

    Уважаю

138

54,9%

    Не люблю

20

7,9%

    Не ответили

41

16,3%

  

 Исходя из вышесказанного можно построить модель системы внутришкольной культуры.

 

 

 

 

 

Система внутришкольной культуры

 

Миссия школы

Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

Цель

Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

Общая педагогическая политика школы.

Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

Кодекс поведения педагогов.

  1. Отношение к школе
  2. Отношение к ребенку
  3. Отношение к работе
  4. Отношение друг к другу
  5. Отношение к самому себе

 

Кодекс внутришкольного менеджмента

  1. Создавать условия
  2. Оценивать
  3. Корректировать
  4. Прогнозировать

Система принципов управления школой.

Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

Взгляд на урок.

Урок – средство формирования и развития личности ребенка

Методы обучения.

Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

 

Идеология воспитания.

Четыре подхода:

- отношенческий

- деятельностный

- личностный

- комплексный

 

 

 

 

 

 

 

                      Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.

(анализ анкет родителей)

Кач-во личности

Практически нет

В незначительной степени

На достаточном уровне

В значительной степени

В полной мере

Аккуратность

1

10

7

7

9

Дисциплинированность

1

8

6

14

6

Ответственность

2

7

4

10

9

Воля

4

8

8

10

3

Хороши манеры

3

6

5

12

5

Жизнерадостность

3

8

4

8

10

Образованность

2

8

9

7

7

Ум

1

8

9

8

8

Высокие жизненные запросы

3

7

5

12

4

Самостоятельность

2

4

6

12

10

Честность

2

6

5

9

13

Доброта

1

7

5

9

11

Чуткость

2

7

8

7

9

Справедливость

1

8

4

12

7

Терпимость

3

7

8

9

5

 

Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения.

Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:

Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.

Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.

Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:

А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;

Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;

В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;

Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.

Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.

Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.

Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.

Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия.

Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.

 

 

 

 

 

Проектная часть.

Организуется работа пяти микрогрупп. Каждая микрогруппа в течении 10-15 минут рассматривает свой аспект рассматриваемой проблемы, а затем информирует всех участников заседания о результатах групповой мыслительной деятельности.

Культура речи и общения.

Нравственно-правовая культура и культура здорового образа жизни

Культура урока.

Организационная культура школы.

Эстетическая культура школьного пространства.

Задание группам: Предложить возможные формы и методы работы по решению поставленной проблемы. Ответить на вопросы: В чем заключается проблема? Есть ли она в нашей школе? Как ее решать с точки зрения администрации, учителя, учащегося? Как решение этой проблемы скажется на культуре школы? Какие формы и методы работы с учителями и учащимися вы можете предложить?  и др.

 

 

 

 

 

 

                                                                               Решение:

Провести в конце следующего года диагностическое исследование основных компонентов культуры учебного заведения и сопоставить полученные результаты с параметрами, характеризующими культурный потенциал школы в настоящее время.

Учесть предложения участников педсовета при составлении плана работы ОУ на следующий год.

Продолжить  работу среди педагогов, учащихся и их родителей по повышению культуры школы.

Преподавателям уделить особое внимание совершенствованию культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Культура современного урока/ Под.ред.Н.Е.Щурковой.Смоленск, 1997

Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997

Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998

Н.И. Болдырев Классный руководитель, М. Просвещение

И.И. Казимирская Учись быть культурным, Минск.

Н.А.Цимболенко Азбука быта и поведения, Челябинск

Богданова О.С., Калинина О.Д Содержание и методика этических бесед с младшими школьни­ками. М., Просвещение, 1992.

Богданова О.С.. Калинине О.Д, Рубцова М.Б Этические беседы с подростками, М.. Просвещение. 1987.

Бушелева ЕВ. Поговорим о воспитанности. М., Просвещение, 1988.

 Дорохов А. Это стоит запомнить, М„ Детская литература. 1992.

 Курочкина И.Н Современный этикет. Калуга, 1993.

 Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы, М, Советский спорт, 1993.

 Воспитание культуры поведения учащихся. М., 1986.

 Справочник. Правила этикета. М.. Дельта-лекс, 1992.

 Школа этикета. Екатеринбург, 1998.

 Энциклопедия этикета. Петербург. 1996.

 Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983.

 

 

 

 

 

 

 

Словарь основных терминов.

 

Педагогический менеджмент – это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.

 

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

 

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

 

Культура школы - совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.

 

Внутренняя культура - Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы.

 

Внешняя культура - культуру поведения, умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время.

 

Культурный человек – тот, кто впитал духовные ценности общества(язык, искусство, науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.

 

Культура поведения – это действенное выражение нравственных черт личности.

 

Организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»